Установите иерархию следующих понятий обучение развитие образование как

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
материал на тему

1. Установите иерархию следующих понятий: обучение, развитие, образование как социокультурный феномен, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Покажите стрелками их взаимосвязь.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

«Учитель музыки. Технология проектирования и реализации учебного процесса в начальной и основной школе с учетом требований ФГОС»

Дисциплина: Общие основы педагогики

Практическое задание 2,

модуль 2 «Категориальный аппарат педагогики»

слушатель Исаенко Н.В.

Преподаватель: Седунова Л.М.

1. Установите иерархию следующих понятий: обучение, развитие, образование как социокультурный феномен, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Покажите стрелками их взаимосвязь.

2. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Приведите аргументы (не менее двух) в защиту этого утверждения или против него.

Оформите свой ответ в виде эссе.

Лишь бы хуже не стало…

Как страшно жить… Иногда просто хочется закричать всему миру: «Остановитесь, что же вы делаете!» страшно за детей, молодежь. Что ждет их в будущем? Вспоминаю свое детство, или правительство было такое мудрое, или что-то другое, но детство было ограждено от всего негативного. С экрана телевизора только успехи, достижения, всеобщая радость, ликование, грандиозные праздники, демонстрации, чувствовалось какое-то, почти родственное единство. Может быть, это не всегда была правда…

Обмельчали идеалы, теперь это силиконовые куклы или зарубежные вымышленные «супер-герои», безголосые певички, которые исполняют песни с подтекстом, потерявшие мужской облик «свободные от традиций» юноши. Зачем нашим детям эта дешевая подделка? Где герои, на которых можно равняться? Впору закрыться дома, выключить телевизор и телефон и замереть в полной тишине, хотя бы на сутки. То войны, то катастрофы, то дебаты (о чем. ), то сплетни, то выдуманные рейтинги. Молодежь ориентируют на праздный образ жизни, чуждый нашему обществу. Где добрые, веселые, наивные комедии, тонкий юмор, чистая поэзия, душевная песня…, детские образовательные программы? Не мешало бы навести порядок на телевидении. А если еще и семья неблагополучная, куда деваться бедному ребенку? Если он предоставлен сам себе и улице? Кто находится рядом с ребенком в данный момент, тот его и воспитывает.

Слава Богу, что мои дети выросли в деревне. Закрытый, далекий от такой реальности мир, тишина, свежий воздух, все открыты друг для друга, все на виду, а значит надо быть порядочным, трудолюбивым, честным. Если что не так, осудят так, что на улицу не выйдешь. Традиционный уклад, старшие и младшие, все заняты делом. Этнопедагогика в действии. Если семья неблагополучная, сразу на контроль, помогут, присмотрят. Наши дети, уезжая в город, уже имеют нравственные установки, главное, чтобы в новых условиях они не поддались дурным соблазнам.

Так много сейчас говорится о воспитании, образовании, принимаются важные документы, с трибун рапортуют о инновациях, какое-то это все показное, оторванное от реальной жизни. Реализовать эти инновации в сельской школе практически невозможно. Материальная база не изменяется уже на протяжении нескольких лет. Да есть у нас примитивные условия и для занятий спортом, творчеством, учителя-универсалы, способные помочь детям, да и большинство родителей, я все-таки надеюсь, заинтересованы в том, чтобы их дети выросли достойными людьми, чтобы они им гордились, никто не хочет, чтобы они выросли асоциальными.

READ  Как установить рисунок фоном в ворде

Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. Если рядом с ребенком порядочные люди, для него создаются благоприятные условия, а если нет? Процесс воспитания прерывистый, ребенок находится даже в течение дня в разных ситуациях (дома, в школе, и т.д.) и каждый раз это новое влияние. Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными людьми: родители, воспитатели, тренера. Воспитание и есть направленное воздействие на личность с помощью семьи, учебных заведений, органов правопорядка, с целью формирования знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. Социализацию нельзя отделить от воспитания. Человек развивается внутри социума, прямо или косвенно оно воздействует на каждого, что примет ребенок, каково будет его развитие как личности, зависит от окружающих его людей, событий, условий. Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный. Хотим или не хотим, мы не можем отделиться от действительности: политики, культуры, социальной сферы. Они не оставляют нас равнодушными, спрятаться, отказаться от них, практически не возможно, положительно или отрицательно, но они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно. Он длится многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения. Воспитание лишь может способствовать социализации, т.е. помочь человеку освоиться в обществе. Как бы ни было печально негативное настоящее, всегда есть надежда на лучшее. Лишь бы хуже не стало…

Источник

По итогам изучения данной темы вы можете уметь:

• определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребенка;

• учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения;

• анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности.

Подготовка к семинарскому занятию

Вопросы и задания для самопроверки

Охарактеризуйте сущность концепций, объясняющих, под влиянием каких факторов развивается человек.

Охарактеризуйте степень влияния наследственности, среды и воспитания на развитие человека.

Почему деятельность является ведущим фактором формирования личности?

Какова роль обучения в развитии личности?

Раскройте структуру учебной деятельности.

Выделите основные компоненты статической и функциональной моделей учения.

Как влияют формы организации учебной деятельности на развитие учащихся?

Раскройте особенности цели воспитания и целей воспитательного процесса.

Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?

Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?

Охарактеризуйте факторы социализации.

Раскройте соотношение социализированности и воспитанности.

Назовите основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации и охарактеризуйте их.

1.Установите иерархию следующих понятий: воспитание человека, развитие и формирование личности, социализация личности, развитие личности.

2.Проверьте себя внимательно изучив материалы и заполните следующую таблицу.

Развитие – целенаправленный процесс детерминации количественных и качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.

Направленно на формирование личности человека

Целенаправленный и сознательно осуществляемый самим человеком процесс воздействия на свою личность (самосознание, мировоззрение, накопление опыта и т.д.)

READ  Как установить винду с флешки если биос не поддерживает

Направленно на формирование личности человека

Копирование индивидом внешних организованных воздействий

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Направленно на формирование личности человека

Воспитание – это передача социокультурного опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Направленно на формирование личности человека

Целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс влияния на личность всего общества

3. Как вы понимаете, высказывание А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, приведенные в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидуумом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Я понимаю это как , то что индивид это представитель человеческого рода, подобный всем другим людям (скелетно-мышечное строение, нервная система, расположение внутренних органов и т.д.), но в то же время отличный от других рядом индивидуальных признаков (цвет глаз, волос, кожи, строение тела и.т.д.). Человек рождается индивидом, но личностью становится в процессе своего развития, воспитания, другими словами он приобретает особые качества, которые формируются только в ходе общения с другими людьми или природой. Индивидуальность же это сочетание психологических особенностей человека, которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей. Предпосылками к формированию человеческой индивидуальности служат среда, где он растет, ассоциации, воспитание, семья.

Источник

Общие основы педагогики»Практическая работа 2″

Практическая работа №2

1. Установите иерархию следующих понятий: обучение, развитие, образование как социокультурный феномен, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Покажите стрелками их взаимосвязь.

2. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Приведите аргументы (не менее двух) в защиту этого утверждения или против него.

Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они были связанны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания. Если рядом с ребенком порядочные люди, для него создаются благоприятные условия, а если нет? Процесс воспитания прерывистый, ребенок находится даже в течение дня в разных ситуациях (дома, в школе, и т.д.) и каждый раз это новое влияние. Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными людьми: родители, воспитатели, тренера.

Например, тезис от одиозного Владимира Жириновского:

Ребенку нельзя указывать на то, что он из малообеспеченной семьи.

«До сих пор помню, как мне в школе подарили ботиночки. Так и сказали: „Вова, ты у нас самый бедный, вот тебе ботиночки“. Кто вам дал право называть меня бедным? Это самое страшное, что может услышать ребенок. Нельзя объявлять его бедным. Нельзя подчеркивать. Подарите к Новому году, например. Ну надо же знать психологию ребенка. Над этим надо думать, а не только над новыми стандартами».

Воспитание лишь может способствовать социализации, т.е. помочь человеку освоиться в обществе. Как бы ни было печально негативное настоящее, всегда есть надежда на лучшее.

Хотим или не хотим, мы не можем отделиться от действительности: политики, культуры, социальной сферы. Они не оставляют нас равнодушными, спрятаться, отказаться от них, практически не возможно, положительно или отрицательно, но они на нас влияют. Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный, процесс, которым нельзя управлять искусственно. Он длится многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни.

READ  Фото как установить оперативную память

Юношеский возраст-период полового созревания, человек становится более самостоятельным, окончание школы, выбор дальнейшего жизненного пути(учеба, работа и т.д.), часто покидают родной дом, несут полную ответственность за свои поступки. Личность развивается социально и профессионально.

До 65 лет – период самообразования, самосовершенствования и самореализации. В пенсионный возраст человек реализует себя в своей семье (лучше, если это многопоколенная семья), творчестве, хобби и т.д.

Таким образом, на протяжении всей жизни человек не перестает работать над собой, в противном случае (ведя асоциальный образ жизни) просто деградирует.

Оформите свой ответ в виде эссе.

Кто-то, когда-то должен ответить,

высветить правду, истину вскрыв,
что же такое – «Трудные дети»?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
сжался пружиной, отчаялся он,
словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
поздно заметили…поздно учли…
Нет! Не рождаются «трудные» дети!
Просто им вовремя не помогли

Как социализация и воспитание проявляется в обычной жизни?

Семья — основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами.

Следует отметить также функции, структуру и динамику семьи. Функции семьи подразделяют на:

г) духовного (культурного) общения;

д) первичного социального контроля.

Если мать уравновешена и психически сбалансирована, то она предаст ощущение уверенности и самодостаточности. Однако такое бывает крайне редко.

Роль отца и мужского воспитания — это адаптация с внешним миром.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений.

Криминологи выделяют следующие типы, неблагополучных семей:

1. Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.

3. Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой.

4. Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией.

5. Криминогенная семья.

Под руководством известного ученого О.С.Газмана разработана концепция педагогической поддержки обучающегося. Для ее реализации необходимо выполнение следующих норм педагогического взаимодействия:

– любовь, принятие как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать

– уважение достоинства и доверия

– ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

– поощрение и одобрение самостоятельности, стимулирование самоанализа,

Представленные нормы можно разделить на три этапа:

Мы постоянно растем и развиваемся, ну или в обратном случае деградируем, но на месте точно не стоим, и то что мы делаем сейчас в это плане зависит то, как мы будем жить в будущем.

Но воспитывать без социума невозможно, точно так же как социализация без воспитания.

Значит будущее без социализации и воспитания невозможно.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Как подключить и установить...
Adblock
detector