Всем доброго времени суток. Сидел как то ночью, и захотелось вдруг получить объемный звук со своего microlab m200. Прикрутить еще пару колонок на выход не вариант. а вот засунуть в него новый усилитель и переделав немного корпус под новые выхода это да, но из-за того что со звуком никогда не сталкивался, решил попросить помощи у знающих людей. Открыв крышку увидел там одну плату на которой распаян весь усилитель, сделан с использованием utc2030 (tda2030) их 3 штуки на каждый канал, но! т.к. система бюджетная и тем более 2.1 саб просто выделяет себе нч из общего потока, да бы не городить новый усилитель хочу использовать то что собрано. «и мне нужно как то достать его из общего шнура и вывести на отдельный»(не знаю как правильно написать извините если немного глупо) реально ли это сделать? или проще собрать новый усь? усилитель для тыла у меня есть. для центра хочу использовать либо туже 2030 либо TDA2050. За советы и реальную помощь буду очень благодарен.
в схеме присутствует еще предвар yg4558.
Транс который стоит в сабе 12.5V x 2 1.1А менять придется по любому, т.к. не хватит мощности для других усей. вопрос какой мощности лучше поставить? т.к. этот примерно 30W. Если есть конкретные названия, то буду благодарен.
1. эти усилки поставь на тыл и центр, 2. для фронта и саба сделай на ТДА2050 3. транс новый поставь для фронта + саб, если захочешь 2,1 отключаешь транс свой чтоб не жрал электричество.
Так же известен на других форумах как BWS и INZHENER_BWS
За несколько лет кропотливых исследований и совершенствования технологии компания Infineon смогла довести показатели надежности и стабильности параметров высоковольтных и быстродействующих карбид-кремниевых транзисторов линейки CoolSiC практически до уровня их кремниевых собратьев.
_________________ Теория и практика иногда сталкиваются. Когда это случается, теория проигрывает. Всегда.
Приглашаем на вебинар, посвященный экосистеме безопасности и возможностях, которые появились у разработчиков благодаря новой технологии TrustZone в микроконтроллерах STM32L5. Программа рассчитана на технических специалистов и тех, кто уже знаком с основами защиты ПО в STM32.
на тыл у меня есть усилок. он уже готов. собран на ba5406. меня устраивает. если ничего вообще нельзя сделать с тем усилком который стоит в сабе(имеется ввиду та микруха которая отвечает за колонку сабвуфера) то буду собирать 2 усилителя. либо 4 посмотрю что получиться с тем усилителем для тылов который есть, но зачем портить то что есть? зачем гробить 2 усилителя? пусть лучше они будут. акустика не такая уж аховая что бы заметить разницу при смене. ничего не гудит, шума и треска нет.
но ведь должен же где то входить сигнал для саба. ведь есть место где он выделяет свой нч. как его найти только вот вопрос
_________________ Не нужно дергать спящего тигра за усы! Не высыпается 3-ий день!
Страница 1 из 1
[ Сообщений: 12 ]
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12
Источник
Alexmtx › Блог › Доработка акустических систем microlab и KEF
Во многих акустических системах не раскрыт потенциал. Обычно это касается экономии на деталях кроссовера, на динамиках. В двухполосных системах качество звука сильно зависит от качества твитеров.
Доработка кроссовера колонок microlab
Колонки из наборов microlab A-H200, H-220, A-H500D, H-200, H-500, H-510 одинаковы по начинке — они неплохие, но маленькие и с кривым кроссовером внутри, из-за которого образуется большой провал на средних частотах и звучание получается зажатое и глухое. Зато твитеры ML-010610G-01 6 Ом 60 мм внешний диаметр и 25 мм купол в этих колонках оказались на удивление очень хорошими, это копия Vifa, они намного лучше чем более крупные из серии Pro 3 ML-010620G-03 6 Ом 60 мм внешний диаметр и 30 мм купол — они вообще глухо звучат, их лучше сразу менять. Данная доработка подойдет многим колонкам microlab, так как кроссоверы у них везде практически одинаковые. Китайцы явно сэкономили на конденсаторах и расчетах. Расчеты и замеры делал Siniyyyy, за проделанную работу ему персональная благодарность! Именно он подтолкнул к доработке этих колонок, а следом и KEF Q1. Его твик описан на forums.overclockers.ru в теме «Переделываем кроссоверы в колонках», он там использует как раз мою доработанную схему. Зажатое звучание колонок получается из-за самих СЧ-динамиков (вуферов) и провала на СЧ из-за кроссовера, но если на них не подавать частоты выше 2 кГц, а отдать их твитерам, то звучание становится открытым! По АЧХ динамиков из замеров ixbt A-H200 подбираем фильтры так, чтобы максимально выровнять АЧХ каждого и итоговую АЧХ.
Замерил индуктивность катушек мультиметром Mastech MS8269. В родном фильтре СЧ катушка рассчитана на раздел где-то с 1,8 кГц, а конденсатор с 4,5 кГц на динамики 6 Ом. Вместе получается 3 кГц, но фиговые. СЧ нужно резать не выше 2 кГц, так как выше очень сильная нелинейность АЧХ СЧ динамика.
Снимаем СЧ-динамик. Кроссовер приклеен ко дну колонки термоклеем, поддеваем снизу большой плоской отверткой и отдираем. После доработки приклеиваем двусторонний скотч на плату кроссовера снизу и приклеиваем на дно колонки, либо тоже на термоклей. Катушки разворачиваем где нужно, чтобы для последовательных катушек источник сигнала (+) входил на внешнее начало обмотки, а выходил из внутреннего. То есть только снаружи и вовнутрь в многослойных катушках. С катушками, которые садятся на землю правило другое: там предпочтительнее, чтобы наружные витки сидели на земле. Так меньше воздействие и попадание в полезный сигнал внешних электромагнитных полей и от стоящих рядом других катушек и конденсаторов. Можно и не разворачивать. Главное чтобы все катушки были подсоединены одинаково во всех колонках! В фильтре на СЧ после катушки на землю ставим 12 мкФ (к имеющемуся мелкому бочонку 4,7 мкФ припаять параллельно 4,7 + 2,2 мкФ пленку), снизив тем самым частоту среза до 1,8 кГц. На СЧ динамик ставим компенсатор Цобеля-Буше с пленочным 3,3 мкФ (можно электролит 2,2 мкФ) и резистор 7,5 Ом (R * 1,25).
В фильтре на ВЧ вместо резистора 4R7 и электролитических кондеров впаиваем пленочные на 8,2 (4,7+3,3) мкФ и 10 (4,7+4,7) мкФ, снизив тем самым частоту среза с 4,5 кГц на 2,6 кГц с резкой характеристикой по Чебышёву. На выходе кроссовера для твитера вместо одиночного резистора 3,9 Ом…4,7 Ом (-4,5 дБ…-5 дБ) на входе в кросс на твитер 6 Ом ставим резистивный делитель L-pad на выходе кросса (2,2 Ом и 10 Ом = -4 дБ). Лучше резисторы припаивать непосредственно на клеммы твитера. Одиночный резистор последовательно с твитером 6 Ом дает затухание
0,7 Ом/дБ, то есть каждые 0,7 Ом дают ослабление чувствительности головки на 1 дБ, но не подавит резонанс твитера! Как меняется АЧХ после конденсатора и как сглаживает её параллельный шунтирующий резистор можно почитать здесь: О бедной пищалке замолвите слово Как видим по графику, без резистивного делителя L-Pad будет горб на АЧХ ниже частоты раздела. Главное соблюдать тональный баланс, чтобы звучание не стало глухим или излишне ярким!
Итого порядка 1500 руб. на 1 колонку
Качество первого конденсатора в цепочке намного важнее второго, его желательно пленочный ставить! Второй можно поставить электролит ELNA Silmic II 10 мкФ 100V, он хоть и полярный, но допускает 30% обратного напряжения. И его ставить можно только на ВЧ. В НЧ лучше Nichicon KZ. Если хочется плавной характеристики, то поставить кондеры 4,7 и 14 мкФ соответственно, но тогда не выправится провал на 3-4 кГц, так как при нашей аппроксимации по Чебышёву горб на АЧХ выше раздела его выправил.
По конденсаторам есть лагерь mundorf и есть лагерь jantzen. Первые дают более глубокий тёплый звук, а вторые точнее и ярче звук. Audiocore — более дешевые аналоги jantzen, делают на той же фабрике.
СЧ теперь срезается на 1,8 кГц сверху, а ВЧ на 2,6 кГц снизу вместо 3 и 4,5 кГц соответственно. В промежутке они все равно вместе играют. АЧХ стала явно ровнее. Раньше был сильный провал на 3-4 кГц.
Внутрь колонок на заднюю стенку над фазиком желательно вложить вдвое сложенный распушенный лист 1см синтепона, либо можно обклеить битопластом 1 см на клеевой основе для авто (поролон, пропитанный битумом, чтобы не гнил).
Колонки заиграли на порядок лучше. До этого звук очень глухой был и провалены СЧ. Сейчас все ровно и чётко. Середина повысилась, ВЧ стали намного чище. Звук с Цобелем и L-pad кардинально улучшился. Звучание прозрачное. С сабом теперь звучат почти как дорогие напольники. Замена последовательного аттенюатора на Г-образный позволила разгрузить динамик от негативного влияния частоты основного резонанса и уменьшить искажения и получить более качественный звук. Раньше на частоте 1-3 кГц горб был, а на частоте 3-4 провал. Горб 1-3 выправился смещением частоты раздела вниз и L-pad-ом. А провал на 3-4 выправился Чебышёвым. Потом там ещё горб был выше от влияния СЧ динамика, он выправился тоже смещением частоты раздела вниз, плюс Цобелем немного. В этих мелких микролабах с закрытыми фазоинверторами звук лучше, если колонки стоят близко к стене. С закрытыми звук более чистый на средних и басы более разборчивые. Можно именно на выходе фазиков (чтобы не терять полезный объем) заткнуть ватными дисками. Но лучше вообще вытащить трубки и закрыть отверстия в корпусе пластиковыми пробками или заклеить заглушками. Изнутри большой плоской отверткой поддеваем термоклей вокруг фазиков и потом проталкиваем трубки наружу.
Цепь Цобеля понижает сопротивление системы на высоких частотах (выше частоты, которую должен играть динамик), компенсируя повышение импеданса динамика на высоких частотах, и сглаживая АЧХ на переходе от средних к высоким (где работают оба динамика, СЧ и ВЧ). Для СЧ динамика, который играет до 3 кГц, цепь Цобеля должна работать выше 3 кГц. При импедансе системы 13,5 Ом (динамик 6 Ом + резистор в цепи Цобеля 7,5 Ом), конденсатор 3,3 мкФ даёт частоту начала работы цепи Цобеля как раз 3,5 кГц (при 2,2 мкФ — 5,3 кГц). Но если хочется, чтобы начинала работать с 2,5, то можно поставить кондер 4,7 мкФ. Больше ставить не стоит, так как будет снижать чувствительность системы на СЧ. Индуктивность для расчёта цепи Цобеля второстепенна, если известна АЧХ динамика: там где у динамика начинается неравномерность АЧХ на высоких частотах, там и должна начинать работать цепь Цобеля. Фактически цепь Цобеля — это обычный фильтр низкой частоты \ первого порядка. Только в нагрузку к динамику ещё и доп.сопротивление вешается последовательно из расчета 1,25-1,4 * R динамика. То есть считаем частоту среза фильтра первого порядка на 3,5 кГц для указанной ёмкости и сопротивления нагрузки, равного сумме сопротивлений динамика и доп.сопротивления в цепи Цобеля. Резистор задаёт силу коррекции, чем он меньше, тем сильнее коррекция. Конденсатор задаёт частоту, с которой Цобель начинает работать. А частота эта зависит от зависимости сопротивления динамика от частоты. Где рост начинается, там и должен начать работать Цобель. Чтобы точно рассчитать, нужно знать график зависимости сопротивления динамика от частоты.
Самая хорошая проверка для колонок — это джаз. Саксофон звучит на плохих колонках вообще как дудка какая-то и если есть неравномерность АЧХ, то постоянно гуляет по уровню. Плюс ещё в джазе обычно есть женский вокал, для дополнительной проверки средних на вшивость. Обычно джаз отлично звучит только на больших напольниках с отдельным динамиком СЧ (типа Celestion F30), либо на акустике дороже 60тыс+. Иначе саксофон полностью искаженный. При сравнении с твикнутым микролабом получилось непонятным образом, что они середину играют так же качественно, как и хорошие напольники. А верхи даже временами приятнее, конечно, если громкость слишком не задирать. В шоке)
Эти кроссоверы можно использовать и в других двухполосных колонках Для 4 Ом мидов нужно C3 18 мкФ, L2 0,7 мГн (можно просто сердечник вытащить и померить, должно как раз совпасть), если катушку не менять, то оставить 12 мкФ — начинаться ослабление будет плавнее, с более низкой частоты, и в более резкий спад переходить на более высокой. На ВЧ для твитеров 4 Ом: C1 = 10 мкФ (обязательно плёнка), C2 = 22 мкФ (можно электролит) тогда катушку можно не менять. Для 8 Ом твитеров: C1 = 6,8 мкФ, C2 = 8 мкФ.
Обычные полярные электролиты звуковых серий типа ELNA Silmic II 100V 10 uF или Nichicon KZ звучат лучше биполярных. Биполярные электролиты немного размазывают звук и добавляется эхо.
Доработка предусилителя Microlab A-H200
Акустическая система мультимедийного топ уровня (начального Hi-Fi) Microlab A-H200 является вершиной китайской компактной 2.1-акустики для компьютера и других источников. Сейчас продается только модель H-200 без приставки А, с внешним дисплеем и пультом, но в ней некачественная усилительная часть на 2 слабых стереомикросхемах TDA7265. Производитель вложился в ИК-пульт и дисплей, сильно сэкономив на начинке. Последнюю модель H-200 я изначально купил новой в 2012 году и понял что это не та система, которая получила награду «Лидер класса» за наиболее качественное звучание среди 2.1 моделей, хотя внешне и похожа. Когда стал ее дорабатывать то сразу увидел, что потенциала в ней нет — слабая начинка и дешевые ОУ, но все же выжал тогда максимум и из нее, правда грязные высокие частоты и шипение от дешевого электронного регулятора громкости убрать не удалось. Также можно найти аналог A-H200 — это Microlab H-220— разница во внешнем виде колонок и в менее качественных ОУ 4558 вместо NE5532 и других микросхемах УНЧ. Позже в 2013 году нашел на авито ту самую microlab A-H200 за 1500 руб. с неработающим одним каналом как выяснилось из-за трещины в дорожке регулятора громкости и быстро его починил, а позже поэтапно доработал (твикнул), а прошлую систему продал. При включении этой системы сразу было слышно что звучит она более чисто и мощно и здесь нет заметного шипения в тишине. Особенно заметно качество высоких частот — они кристальные, как у Hi-Fi аппаратуры. Сейчас эта система отлично озвучивает кухню и радует жену Громкими новинками месяца от Яндекс музыки и эфиром Авторадио. Сателлиты расположил наверху на полках, а саб стоит под столом — очень компактно и не занимает полезное место. Позже сателлиты заменил на яйка от KEF HTS 2005, прикрутив их к стене. Всё вместе (предусилитель, УНЧ в сабе, магнитола) включается/выключается одной кнопкой на доработанном сетевом фильтре-удлинителе Pilot-GL. Звук очень чистый и качественный даже без поправки на то, что это мультимедийная система.
Не хватало только уровня и детальности высоких частот, нормальной середины, глубины и громкости (звучности) сабвуфера — он звучал высоко и жестковато. Также в звучании присутствовала зажатость. Потенциал системы чувствовался и его удалось полностью раскрыть.
Доработка в-основном касается кроссовера колонок и блока предусилителя, так как УНЧ в сабвуфере достаточно качественно распаян. Очень заметный результат дает доработка кроссовера колонок. Звучание становится открытым! Можно начать с этого, чтобы сразу получить заметный результат, а остальные доработки — по желанию. В сабвуфере стоит менее мощный, чем в Microlab A-H500D тороидальный трансформатор 2х22В 4,5А (после выпрямителя с двумя емкостями по 6800 мкФ (*1,35 вместо 1,41 из-за обрезания верхушек синусоиды в сети) = +-30 В, а это уже дает хороший уровень усиления с честными 40 Вт), мощный усилитель на 3-х качественных мономикросхемах LM3886TF (THD+N
1. Удаляем полностью из звукового тракта предусилителя разделительные электролитические конденсаторы С110, С210, а также резисторы R120, R220, R311, R315 (в активных фильтрах по схеме повторителя с Ку=1 они не нужны), а выходные С120, С220 и С315 заменяем перемычкой, спаяв оловом ножки конденсаторов. Они не нужны, так как в сабе на входе УНЧ стоят свои разделительные конденсаторы.
2. Пускаем сигнал от входов в обход ОУ IC3 сразу на переменный резистор регулятора громкости VR4, тем самым исключив ненужное усиление в 4,7 раза и убрав шипение и наводки, также теперь регулировка громкости более плавная и не такая резкая в начале, при этом громкости вполне достаточно. Со входов тюльпанов и с jack 3.5 соединяем сигналы поканально (L, R) вместе через резисторы на 1,5 кОм (так будет лишь небольшое взаимное влияние источников друг на друга от просадки сигнала от одного источника на близкое к нулевому сопротивлению выходного ОУ другого источника), тем самым микшируя сигнал от разных источников. Там было изначально, что при подключении jack (через 2,4 кОм) отключались тюльпаны (1 кОм + 2,4 кОм) — Кетай. Теперь можно параллельно подключать два разных источника — например компьютер и смартфон, не вытыкая один, чтобы слушать другой. Следом на входе поканально после резисторов 1,5 кОм впаиваем на землю пленочные конденсаторы на 1000 пФ (102) — этим ФНЧ убираем ВЧ-помехи с частотой выше 106 кГц. Так высоко выбираем частоту, чтобы не заваливать ВЧ и не крутить фазу в звуковом диапазоне!
3. Переменный резистор регулятора громкости с линейной характеристикой B10K лучше заменить на логарифмический A10K (RK-1233G1-A10K L15KC 2х10 кОм) сопротивлением 10 кОм это уберет небольшой завал на ВЧ, так как стоящий за ним активный ФВЧ 3-го порядка имел входное сопротивление = 24 кОм, а должно быть на порядок выше. По схеме и должен был стоять логарифмический, но китайцы из экономии поставили линейный. Со средних выходов переменного резистора можно добавить резисторы 150 кОм на землю (убирают шуршание при вращении переменника). Если ставить линейный на 10 кОм, то лучше добавить на выходе с него резисторы 1,2-10 кОм на землю, чтобы сделать закон регулирования ближе к обратно логарифмическому (показательному) и не было резкого увеличения громкости в начале вращения ручки регулятора громкости. Но максимальная громкость станет заметно ниже. Резистор A10K меньшего размера: L15KC, а там стоял L20KC. Пришлось впаять откусанные ножки от конденсаторов, а уже к ним припаять переменник. Регулировка громкости стала супер, очень адекватно работает, без резкого увеличения в начале.
4. Исключаем из прохождения сигнала переменный резистор 10 кОм регулятора баланса, перерезаем дорожки к нему, а его регулятор позже используем для регулировки частоты среза сабвуфера (заменив на 50 кОм), а сигнал на следующие за ним активные фильтры 3-го порядка на ОУ берем напрямую с регулятора громкости.
5. Увеличиваем Ку первого ОУ в НЧ канале саба IC4A до 4,6 раз вместо 2,5, тем самым добавив недостающую громкость (звучность) сабвуфера. Также заменяем конденсатор C303 на 332 вместо 101, предварительно отсекающий 1-м порядком частоты, теперь выше 200 Гц, а не 1 кГц как раньше. Заменяем ФВЧ-сабсоник 3-го порядка на ФВЧ 1-го порядка на 14 Гц. Перерезав дорожки пускаем сигнал с IC1B через конденсатор 0, 22 мкФ в обход ОУ IC1A на регулятор уровня саба VR2A. Теперь есть хороший запас громкости и глубины НЧ. Даже на низкой громкости бас хорошо ощущается.
6. В разрыв R307, C307, R308 впаиваем проводки (я использовал длинные ножки от резисторов) и соединяем их с переменным резистором регулятора баланса, благо ФНЧ находится рядом, предварительно заменив его на 50 кОм вместо 10 кОм. В результате появляется регулировка частоты среза сабвуфера, как у нормальных активных сабов и возможность подстроить его под помещение, чтобы убрать гудение из-зща резонансов помещения, в которором стоит саб. У меня положение потенциометра стоит на 2/3 от максимума, то есть чуть понизил частоту среза ФНЧ, прибрав гудение, так как кухня небольшая. Ушла жесткость в звучании саба.
7. Доработка УНЧ в сабвуфере Разводим сигнальные и силовые провода подальше друг от друга, силовые провода сплетаем в косичку, разделительные конденсаторы С3, С53 заменяем на пленочные 1 мкФ и увеличиваем емкости в питании: к имеющимся 2х6800 мкФ 35В добавляем 2х10000 мкФ и добавляем пленочные 1-4,7 мкФ в параллель. В ООС УНЧ LM3886 добавляем к электролитическим пленочные конденсаторы на землю 1-4,7 мкФ К73-17 или вообще заменить коденсаторы С5, С55, С65 перемычками (переведя в усилитель тока) и заметно улучшив качество высоких частот!
8. Это только для меломанов, не обязательно делать! Полностью пересчитываем и перепаиваем по аппроксимации Бесселя (так как меньшее ГВЗ — групповое время задержки и нет переходных процессов) активные фильтры 3-го порядка на хороших ОУ NE5532: ФВЧ сателлитов и ФНЧ сабвуфера на 141 Гц вместо 160 Гц, а также ФВЧ сабвуфера — сабсоник на 23,4 Гц вместо 33,8 Гц. На схеме ниже красным указаны номиналы конденсаторов и резисторов, на которые нужно заменить. Все конденсаторы в цепи прохождения сигнала используем EPCOS К73-17 POLYESTER BOXED вместо зеленых китайских. ФНЧ саба по расчетам с аппроксимацией по Бесселю дает чистый четкий бас без гудения! Бас именно такой, какой должен быть: не мычит, не гудит, четкий и глубокий. Аппроксимация по Баттерворту давала затянутый, отстающий и гудящий бас. К тому же у Бесселя более пологий спад и сателлиты лучше стыкуются с сабом. Поэтому всегда использую только фильтры Бесселя. Этим мы заметно улучшаем четкость и чистоту звука, поднимаем нижнюю середину, уменьшаем локализацию сабвуфера, а также получаем глубокие НЧ.
Итог: звучание после доработки заметно отличается от исходного. Появились и ВЧ и середина и мягкий бас сабвуфера! Звук прозрачный. Шум в динамиках отсутствует полностью. При этом мы исключили 2 ОУ, 5 конденсаторов, 4 резистора, заменили ненужный регулятор стереобаланса нужным регулятором частоты среза сабвуфера ФНЧ \ = 45-141 Гц
Файл с расчетами ФНЧ \ и ФВЧ / по аппроксимации Бесселя: Microlab A-H200 Расчет по Бесселю
Чтобы сделать саб микролаба автономным, можно внедрить в него плату с готовым фильтром низких частот, например такую Aiyima 1pcs DC 9-32V Low Pass Filter Bass Subwoofer Pre-AMP Amplifier Board Single Power На основной плате УНЧ в сабе спаиваем ножки входного разделительного конденсатора С63 (он есть уже на плате фильтра). Тогда можно вообще отказаться от предусилителя и сделать для сателлитов на входе ФВЧ / 1-го порядка с частотой среза 100-150 Гц, заменив входные С3 и С53 на 0,033 (333) или 0,022 (223) мкФ вместо 10 мкФ. Громкость при этом придется регулировать в источнике звука.
ОУ в предусилителе можно заменить на LME49860NA, LT1469, LME49710. Также можно на ОР275 или ОРА2134, TL072, TL082, 4562JRC, LME49720. Для быстрой смены ОУ можно установить панельку DIP-8.
Доработка кроссовера KEF Q1
Фазолинейные акустические системы KEF Q1 соответствует стандарту DIN 45500 (Hi-Fi), но даже их можно твикнуть. Мидбасовая диафрагма отлита из полиамида с наполнителем, а утопленный внутрь 19-миллиметровый купол твитера изготовлен из алюминия. По АЧХ видно, что на 2 кГц подъем и там измеряли чувствительность. А на 3-4 кГц ямка. И с 8 кГц спад. Импеданс интереснее. На ВЧ динамике в районе 3 кГц 2,9 Ома! А на 2,5 кГц уже 5 Ом. Резонанс ВЧ где-то на 1600, и там 22 Ома. Даже L-Pad такое не выправит до конца. В итоге фильтр ВЧ считать нужно максимум на 4 Ома. Может даже на 3-3,5 Ом.
KEF в ФВЧ просто экономят на кондерах, ведь правильно второй кондер ставить побольше — так более гладкая характеристика получается, а они так только горб выше частоты раздела создают аппроксимацией по Чебышёву. Вот в новых iQ3 более правильно сделано на ВЧ (6/15 мкФ), но на НЧ по сути лишь первый порядок и цепь Цобеля (16 мкФ/6,8 Ом), видимо чтобы помогать твитеру на частотах 3-4 кГц, но там металлический вуфер, я же сделал полноценный второй порядок. Учитывая что твитер алюминиевый, лучше более гладкую характеристику на него делать, а не по аппроксимации Чебышёва как было при 8,2 и 8 мкФ (по измерениям прибором «ESR-micro v4.0s» там 10 мкФ). У кеф явно совместное звучание было в довольно широкой полосе. От 2500 до 5000. За счёт «полтора порядка» на НЧ и за счёт Чебышёва на ВЧ. Это дает горб на средних частотах.
Меняем оба кондера: первый на 10 мкФ, а второй на 22 мкФ ELNA Silmic II 100V плюсом к сигналу, а минусом к динамику. Заменил оба кондера на качественные электролиты ELNA Silmic II 100V, а не на пленочные, так как они намного компактнее, именно 100-вольтовые имеют запас по обратной полярности (30% обратного напряжения) и звучание не ухудшается. В любом случае они лучше стоковых электролитов.
На ВЧ теперь частота среза 2,6 кГц (10/22 мкФ) вместо 3 кГц. Первый конденсатор меньше, второй больше, катушка та же, в итоге частота среза не сильно вниз идёт, а плавность характеристики выше. Характеристика фильтра начинается плавно примерно с 3800, к 2600 понижает на 3дБ, дальше резче к 2200 выходит на 18 дБ на октаву. Более плавная, чем Баттерворт, но ещё не Бессель. Для Баттерворта на 2,7 кГц нужно 7,5/20, но таких номиналов кондеров нет.
На НЧ теперь частота среза 2,7 кГц (14 мкФ без 1,2 Ом) вместо 2,8 кГц. Причём срез плавный, начинается с 2000, к 2600 снижает на 3дБ. После 2700 становится круче и с 3200 теперь выходит на 12 дБ на октаву. При 16 мкФ в НЧ срез будет в районе 2,5 кГц, но это низко, будет провал между НЧ и твитером. Было примерно так же, только ещё плавнее начиналась характеристика, с 1150 к 2800 понижала на 3дБ, а далее выходила на примерно 9 дБ на октаву. То есть на НЧ станет немного ниже частота среза и круче. Выше 4,5 кГц без Цобеля вместо 12 дБ на октаву оставалось бы только 6 дБ на октаву. Цобель не даёт характеристике среза снижать свою крутизну с увеличением частоты. Для этого ВЧ характеристика тоже меняется ниже. На НЧ оставляем 14 мкФ, а в Цобель ставим кондер на 4,7 мкФ (либо из ВЧ фильтра на 8 мкФ). В итоге звучание становится намного чище и детальнее, самые ВЧ лучше слышно, уменьшился рупорный окрас звучания.
Таким же образом можно доработать кроссовер колонок JetBallance JB-381.
Эксперименты и размышления
Считается, что вибрации проводников в трансформаторах и на платах могут вызывать модуляцию и искажения звука. Поэтому нужно максимально физически развязывать акустику и усилитель. В ресиверах Yamaha даже используют антивибрационные резинки на радиаторах!
В музыкальных центрах и бумбоксах часто производители (Sony и другие) придумывают всякие психоакустические штуки, например, процессором увеличивают гармоники суббаса в верхнем диапазоне, и тогда наш мозг «дорисовывает» основной тон, и нам кажется, что много глубокого баса, зато при этом не перегружается усилитель и динамики реальными низкими частотами ниже 80 Гц.
Как-то раз одного знатного московского аудиофила пригласили на слепое прослушивание. Он послушал джаз десяток минут и затолкал афигительную речь про недостаточно прогретые межблочные кабели, неправильно соориентированые акустические системы, плохо проработанную глубину сцены, и прочий мертвый цифровой звук. Когда отдернули шторку — за ней оказался живой джаз-бэнд, из последних сил пытающийся не заржать )))
Простой расчет цепи Цобеля
Параллельно со звуковой катушкой включается RC-цепочка с номиналами, рассчитанными исходя из индуктивности звуковой катушки и ее сопротивлению постоянному току. Рэй Олден, автор одной из самых популярных книг по акустике, советует делать так: Rко = 1,25 Re; Ско = Lvc/R2е. Тогда по расчету получается 4,5 Ом и 7,9 мкФ. Снова измеряем импеданс: стало намного лучше (оранжевая кривая), значение нигде не вылезает за 5 Ом, но все же компенсация неполная. Тогда подбираем емкость опытным путем, при номинале 14 мкФ получается идеально (зеленая кривая). А что делать, если индуктивность звуковой катушки неизвестна? Ведь изготовители ее приводят не всегда. Есть решение, и очень простое, буквально в три приема. Ну, в четыре… 1. Измеряете сопротивление звуковой катушки постоянному току Re. Омметром, нет ничего проще. 2. Измеряете известными способами импеданс головки на разных частотах и находите значение частоты f, где импеданс станет равным удвоенному значению Re. 3. Теперь с помощью банального калькулятора вычисляете необходимый номинал емкости по формуле: Ско = 160/(Re x f). Это если сопротивление в омах, частота – в килогерцах, а номинал емкости – в микрофарадах. 4. Номинал резистора – по-прежнему Rко = 1,25 Re. В нашем примере такой сверхупрощенный метод дает Rко = 4,5 Ом; Ско = 10 мкФ, то есть между расчетным и опытным значениями. Для практики такой точности хватит за глаза. do.gendocs.ru/docs/index-355251.html?page=3